Институт собственности формировался вместе с развитием общества. Но даже в сегодняшний день на вопросы, связанные с темой собственности на блага, общество однозначно ответить не может. В призме вопросов собственности переплетаются понимание бытия с позиций различных наук – психологии, экономики, социологии, политики, права, философии, морали, этики и др. Об отношении к богатству, элементом которого является и собственность, свои рекомендации даёт и религия. Но в существующих товарно-денежных отношениях, формирующих наше социальное мировоззрение, оказывающих влияние на развитие духовного мира человека, отношение к собственности сохраняется таким, каким его обосновывают господствующие сегодня идеологические доктрины. Они утверждают, что частная собственность на средства производства является неотъемлемым фактором справедливых общественных отношений и должна быть неприкосновенной, а после смерти владельца должна принадлежать родственникам или передаваться по завещанию. При этом декларируется, что доля государственной собственности в совокупном объёме собственности, обслуживающей функционирование общественной конструкции, должна быть минимальной. Можно сказать, что в США доля государственной собственности составляет около 40%, в Украине – 17%. Соответственно, действующие принципы распределения созданных благ, представлены такой законодательной конструкцией, которая отвечает требованиям института частной собственности на средства производства.
Наряду с вопросами, обсуждающими частную собственность, под постоянным вниманием членов общества находятся вопросы налогообложения, которыми оно пытается регулировать распределение благ, возникающих в частном и общественном производстве в ходе взаимодействия людей со средой. Уже здесь мы можем наблюдать конфликт собственника средств производства и общества в лице государства – государству нужны налоги, а собственнику нужна прибыль. Для системного обсуждения процесса развития личности и общества к выше упомянутым категориям собственности и налогообложению необходимо добавить третью – регламентацию уровня прав граждан на потребление благ, которыми располагает государство, то есть исследовать систему распределения благ. Сегодняшние реалии взаимодействия людей с окружающей средой в процессе создания благ весьма отличаются от тех, которые существовали в эпоху феодализма, когда движущей силой процессов преобразования среды выступала физическая сила человека. Причина этому – новый технический уклад, материализация научных идей в производственных объектах и процессах. Однако влияние этого факта на характер взаимодействия человека с природой и производство благ слабо отражается в экономической науке и не замечается экономистами, увлечённые своими рассуждениями о деньгах, прибыли, инфляции и прочими абстракциями, никак не привязанными к физическим процессам, происходящим в среде с помощью человека.
Общество взаимодействует с окружающей средой в рамках своего понимания этой среды, то есть в объёме тех знаний, которыми оно располагает (
ноосфера общественного сознания). Этим объясняется постоянное изменение характера взаимодействия людей, как между собой, так и с природой. При исследовании государственной конструкции, как организованной системы, обладающей качествами физического объекта, с помощью методов квантово-информационной теории (КИТ) фрактального развития социума, в его конструкции удалось рассмотреть иерархически взаимодействующие социально организованные модули (СОМы), которые имеют характеристики фракталов (
фракталы социума). Каждый из фракталов имеет свои особенности и характеристики, связанные с использованием в его конструкции энергомассы определённой функциональной мощности и заложенного информационного комплекса, что предопределяет пространственные диапазоны их функциональности. А вот с точки зрения экономической теории модули социума наполнены частной собственностью, которая в рамках действующей идеологии является смыслом жизни людей. Но никакая идеология не заставит функционировать объект, если не соблюдены физические законы энергетического взаимодействия его внутренних элементов и законы его энергетического взаимодействия с окружающей средой.
В действующей идеологии масса благ во владении каждого человека формирует социальный рейтинг их владельца и гарантирует ему уровень определённой защиты комфортности его жизни. Хотя из истории нам известно, что казнь могла постичь короля и царя. В реальности смысл жизни нам неведом, но можно сказать, что есть три основные системы смыслов: экономическая, моральная, религиозная. Первая зовёт к обогащению, вторая предлагает убить змею, построить дом и вырастить сына, третья призывает служить богу для получения жизни вечной. Так как наша жизнь в настоящем материальная, а не метафизическая, то и смыслы её у нас в большей части материальные, а не метафизические. Действия основной массы населения и помыслы связаны с добыванием, приумножением и защитой благ, имеющихся у каждого в частной собственности, которые обеспечивают определённую гарантию защиты от воздействия окружающей среды во времени и в пространстве. Блага, находящиеся в частной собственности, всегда рассматривались, как гарантия счастливого бытия для их обладателей. В разные времена и эпохи это имело под собой соответствующие идеологии, объединявшие сторонников, защищавших их всеми доступными средствами, вплоть до лишения свободы и жизни противников. Сегодня эти явления продолжают существовать и требуют своих решений. В данном материале делается попытка рассмотреть их под новым углом, который открывается с позиций КИТа.
Частная собственность, как часть благ, находящихся в собственности, предстаёт перед нами набором благ долговременного использования, которыми может единолично распоряжаться отдельный человек и получать в процессе их использования новые блага, повышающие уровень комфорта его жизни и дающие ему некоторый уровень гарантированного потребления материальных благ в существующих социальных отношениях. В историческом аспекте собственность получила своё развитие в росте количества и качества материальных благ, которыми сегодня располагает тот или иной индивидуум, а в социальном плане это нашло своё выражение в юридико-правовой сфере в виде правовых актов, регулирующих отношения индивидуумов по поводу владения и распоряжения теми или иными благами. Каждая формация имела свои способы получения благ в собственность. Известны различные виды собственности, среди которых можно назвать основные – личная, частная, кооперативная, колхозная, государственная, коммунальная, акционерная, общественных организаций (профсоюзная). По своему предназначению виды собственности обеспечивают достижение разных целей. Самой противоречивой формой собственности, вызывающей споры во все времена и эпохи является частная собственность на средства производства, которая обеспечивает собственнику получение благ, способствующих росту его благосостояния за счёт определённых привилегий перед другими людьми при разделе результатов процесса производства между участниками этого процесса. Такие привилегии наукой о классовой борьбе общества были определены как эксплуатация наёмных работников собственниками средств производства и на соответствующих примерах была доказана эта эксплуатация.
Сразу отмечу, что автор стоит на позициях того, что частная собственность на средства производства в громадных размерах возможна только при неэквивалентном обмене товарными ценностями в эпоху товарно-денежных отношений в государствах с правовой конструкцией, игнорирующей моральные принципы общественных отношений. Как известно, в товарно-денежных отношениях труд становится товаром и труд одних оценивается более высоко, чем труд других. Труд такое же благо, как и все остальные, в его потреблении заинтересован не только обладатель способности к труду, но и капиталист. С помощью блага-труда осуществляется изменение среды и преобразование её в ту форму, которая нужна, собственнику, бездушные станки этого сделать не могут. Труд, как и все блага в товарно-денежных отношениях, имеет цену и его качественные, профессиональные характеристики на её уровень должны оказывать влияние. Однако трудно согласиться с тем, что труд собственника средств производства стоит в сотни и тысячи раз выше, чем труд, квалифицированного работника или менеджера на его предприятии. Любая забастовка персонала доказывает, что труд собственника предприятия, если оно не работает, ничего не стоит, потому что нет труда бастующих работников этого предприятия. То есть собственник и его работники находятся в одной общественной лодке в части оценки их труда.
Что же следует считать трудом? Мы интуитивно понимаем под этим сознательное продуцирование человеком физической силы на объекты среды с целью её преобразования и называем это затратами организма. К. Маркс понимал под затратами человеческого труда затраты физической и абстрактной энергии, которые являются составными элементами производственных затрат, отождествлял их со временем. Согласно физическим законам любая система работает в определённых диапазонах, каждая из них требует возмещения своих затрат, которые проявляются в виде потери массы или энергии. Возмещение этих затрат обеспечивает гармоничную функциональность и целостность любой системы или объекта. Дебатов на счёт труда в экономической теории много, особенно о его стоимости, хотя, что такое стоимость экономическая наука до сих пор определить не может. Как правило, стоимость затрат человеческого организма связывается со стоимостью результатов, которые получаются в процессе производства благ, за вычетом затрат, связанных с другими элементами, обеспечивающими процесс производства изделий. Тем не менее, стоимость труда или методика её определения, как чёткий регламент, по сей день в экономической науке отсутствует. Что можно объяснить не только идеологическими соображениями, но и непониманием того, что люди являются физическими объектами, как и все элементы мироздания.
Физическую концепцию труда чётко изложил в своей книге С.А. Подолинский
«Труд человека и его отношение к распределению энергии», что побудило К. Маркса пересмотреть свои взгляды и запретить печать 3 и 4 т. «Капитала», но Ф. Энгельс его завещание нарушил. В своей книге С.А. Подолинский пишет, что в ходе создания товаров используется не только энергия человеческого организма, но и энергия природных энергоресурсов. Он определяет стоимость, как совокупные затраты энергии, а не только энергии человеческого труда, но и энергию природы. Понять К. Маркса достаточно просто. В период написания им его фундаментального труда «Капитал» цивилизация не использовала в массовом порядке паровые машины. Не применялось в производстве электричество, не говоря уже о нефтехимии и атомной энергетике, отсутствовали двигатели внутреннего сгорания и прочие достижения науки и техники, которые после К. Маркса стали движущими силами производственных процессов, а человек, который был энергетической основой производственных процессов ранее, ушёл на второй план. В эпоху С. Подолинского эти изменения в структуре энергетического потенциала, который использовало общество для удовлетворения своих нужд, были видны. Это и увидел К. Маркс, ознакомившись с трудом С. Подолинского. Из этого можно заключить, что труд есть процесс излучения энергии человеком, направленный на преобразование среды его обитания, а в эпоху товарного производства, на создание товаров. Поэтому труд работника и труд собственника средств производства, на которых работает работник по количеству излучаемой в ходе труда энергии, примерно одинаков, как и энергия, излучаемая бегунами, бегущими на спортивной дистанции. Отсюда вытекает логический ответ об уровне заработной платы, которую должен получать первый и второй.
Кроме благ, материализованных в средствах производств, считающихся частной собственностью, сегодня появились ещё две крупных группы благ, которые дают возможность баснословно обогащаться их собственникам, как бы без эксплуатации других членов общества. Это виды интеллектуальной собственности, источником которых мы воспринимаем отдельного индивида, их автора. Анализируя эту ситуацию, можно сказать, что она выглядит так, как мы воспринимаем собственником ребёнка родителей, его родивших. Но это происходит до поры до времени. С некоторого момента ребёнок поступает в распоряжение общества или его структур, представленных государственными учреждениями – школа, армия, производство, семья, тюрьма и т.д. Государство становится собственником индивида, значительно ограничивая его свободу, то есть в любых общественных ассоциациях, структурированных в рамках определённых отношений, свобода индивидуума подчинена регламентам, существующим в этих ассоциациях (производственный распорядок, устав армии, нормы поведения). Родители, как собственники ребёнка, теряют право своей исключительной собственности на него, как это было в детстве. Ребёнок вырастает и получает собственную свободу действий, которые находятся в регламентах, диктуемых общественными структурами, с которыми он взаимодействует.
Таким образом, объекты интеллектуальной собственности также более социальны, а не индивидуальны, как это кажется на первый взгляд. Родители ребёнка, есть продукт общества, которое обеспечило им существование до детородного и трудоспособного возраста, давало возможность пользоваться всем комплексом общественных услуг, которые обеспечивались как текущей функциональностью государства, так и социально-экономическим комплексом, созданным прошлыми поколениями граждан.
Научные открытия в головах изобретателей также возникают благодаря наличию знаний прошлых поколений, преподаванию этих знаний или наблюдению за реальностью, сбережённой предками или созданной современниками. Информационный комплекс, созданный прошлыми поколениями, является бесплатным подарком для поколений, живущих в настоящем. Это отмечал ещё Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Поэтому их творчество индивидуально в определённых диапазонах и должно принадлежать обществу, а не считаться их единоличным достижением, которое, безусловно, следует поощрять и отмечать обществу не только в моральном, но и материальном плане.
Относительно объектов искусства можно провести аналогию с жрецами древности, которые организовывали ритуалы поклонения определённым символам. Жрецы были почитаемы за то, что несли в массу определённые знания, предсказания, снимали стрессы в общественном сознании, учили общество гармоничному сосуществованию, но не создавали себе этими знаниями огромные материальные блага, путём вымогательства их у граждан, путём эксплуатации их неграмотности. Зная сущность бытия, они не нуждались в огромных комплексах благ, как современные олигархи.
Жрецом или жрицей мог стать не каждый. Ими становился тот, кто прошёл соответствующую подготовку и испытания. Отобранных для этой функции людей соответствующим образом готовили, обучали, проводили различные испытания, закаляли, вкладывали знания, мораль, постепенно давали участвовать в коллективных мероприятиях, а потом предоставляли честь индивидуального общения с народом. В своём общении жрецы несли праведное слово, учили народ. Сегодня эти явления приняли вид эстрадных представлений, но моральная, праведная сущность этих мероприятий выхолощена, прославляется потребление, чувственные наслаждения, а «жрецами и жрицами» выступает юная молодёжь, имеющая усечённое, поверхностное представление о жизни и её ценностях, пытающаяся догнать по уровню славы и доходов звёздных кумиров бездуховного гламура. Фактически жречество мутировало, извратилось, стало паразитическим, нацеленным на частную выгоду, а не на просветление народа, не на обучение его приобщению и слиянию с природой. Проведение массовых мероприятий отдано на откуп частным лицедеям, для которых народ выступает источник их дохода. Они берут его представителей у государства, вырастившее этих людей, в аренду и получают с него доход, не спеша при этом делиться им с государством.
Фактически этот доход является сродни доходу, получаемому игровыми автоматами, источником которого получается некий больной фанатизм игрока. Здесь мы видим поклонение молодёжной аудитории символам гламурного лицедейства, и это вышло из-под контроля государства. Государство и само не рассматривает эти процессы в качестве элемента управления массами, отделило процесс формирования современной духовной культуры от себя, зациклилось на материальной культуре прошлого. На самом деле этот один из процессов формирования общественного сознания, который должен находиться под контролем государственных институтов. Кумиры должны выполнять определённую функцию, а не заниматься наживой, стяжательством, растлением. Доходы от их выступлений должны поступать в благотворительные фонды, развивающие духовность нации, а не присваиваться ими единолично. К примеру, поддержания работы симфонических оркестров, хоров, балета, театров, художественных и музыкальных школ, кинематографа, мультипликации, помощи актёрам-пенсионерам и тому подобного, где нет таких цен на билеты и аудиторий со стадионными площадками. Поощрение труда артистов, претендующих на роль жрецов-кумиров, несущих знания жизни в массы, требует определённой системности, которая на сегодняшний день отсутствует, как отсутствует и моральность их сознания в этом и других вопросах. Тогда какое право они могут считаться жрецами-кумирами и получать для своего общения аудиторию?
Коротко охарактеризовав степень собственности владельцев благ интеллектуального происхождения и право их на общественное вознаграждение, исходя из суждения, что они есть рождённые обществом продукты, а не абсолютные индивидуальности в блестящих костюмах или купальниках, перейдём к особенностям формирования в общественном сознании понятия собственности на средства производства, как к решающей категории, определяющей распределение благ в современном обществе. Есть блага природные, которые принадлежат изначально всем. Это воздух, вода, территория. По мере развития общества, роста количества населения, интересы людей начали сталкиваться, гарантии свободного пользования комфортом искусственных моделей материально-социального назначения, создаваемых в ходе социального взаимодействия также требовали своего усиления. Стали создаваться социальные ассоциации граждан, которые выражали интересы определённых групп населения, а в своё время были сформированы обществом для выполнения соответствующих видов общественной деятельности – защиты населения и территории, управления общественным взаимодействием, обеспечения общества изделиями ремесленничества, продукцией сельского хозяйства и пр. В этих группах появлялись лидеры-профессионалы, способные выполнять больший объем работы, чем иные члены групп, что давало возможность лидерам производить больше продукции и менять её на большее количество благ в сравнении с остальными.
Со временем лидеры создавали вокруг себя социальные системы, обслуживающие их (поставщики сырья, сбытовики продукции, транспортировщики, охранники и т.д.), то есть определённые инфраструктурные подразделения, объединённые одной целью в бизнесе. Чем крупнее объединение, тем оно успешней может защищать свои интересы в социуме, вплоть до силовых методов, а также использовать силу и для захвата благ иных представителей общества в своём государстве и за его пределами. Безусловно, от естественного права общества стало переходить к праву писаному. Нам известны документы глубокой древности, регулирующие отношения собственности, к примеру, в эпоху Хаммурапи. В дальнейшем юридико-правовая система, регулирующая отношения собственности, продолжала совершенствоваться, как и политические системы, в ходе истории они не раз мутировал эволюционно и революционно. Наши дни не исключение, и сегодня идёт поиск идеальной модели общества и механизмов, обеспечивающих её функционирование. При этом в основе всех трансформаций лежали и лежат экономические интересы, которые в существующих товарно-денежных отношениях, находят своё выражение в виде права обладания определённым количеством благ в стоимостном выражении. Стоимость же в свою очередь оценивается деньгами, которые являются категорией, порождённой
экономическим образом мышления. Его явная ошибочность сегодня проявляется в кризисах, которые он не в силах объяснить и прекратить, так как за его пределами остаются физические характеристики взаимодействующих социальных модулей (СОМов).
Общественные системы всегда располагали набором определённых благ, которые были присущи для них в ту или иную эпоху, равно, как эти системы в разных местах планеты располагали различными благами, которыми наделяла их природа – климат, водные ресурсы, полезные ископаемые и иное. На раннем развитии общества была личная собственность в виде бытовых и хозяйственных предметов – оружие, орудия труда, одежда и т.п. Была общественная собственность, как на природные ресурсы – пастбище, реку, лес, так и на созданные совместным трудом – мост через преграду, просеку в лесу или проложенную между пунктами проживания дорогу, крепостную стену вокруг поселения, укрепления, защищающие от нападения врагов, улицы в древнем городе, общественный источник воды или водопровод и т.д. Постепенно частная собственность начинала накапливаться у правителей, но абсолютной собственности не было даже у правителей. Влиятельные соплеменники договаривались между собой о сферах влияния, жизнь каждому была дорога, хотя мы знаем примеры борьбы за власть во все эпохи, в том числе и за княжение в древней Руси. Правители за заслуги жаловали блага в собственность своим подчинённым, земли, украшения, рабов, деньги и т.п. Таким образом, создавалась иерархия отношений собственности, на вершине которой стояли сильные мира сего. Традиционно эта система отношений переходила от одного поколения к другому, имущество передавалась по наследству – все это находило отражение в законах, которые издавались правителями. Народ не имел возможности влиять на формирование законодательной системы со времён древней демократии, имевшей место в Греции и Риме.
Там существовало рабство, но свободные граждане имели определённые права. С момента захвата Рима варварами в Европе начали активно формироваться феодальные отношения со своей конструкцией частной собственности. Феодал по праву сильного имел землю, а крестьяне работали на него, но могли условно иметь личное хозяйство, так как оно могло в любой момент стать собственностью феодала. В межфеодальных усобицах формировались связи, которые объединяли феодальные земли в королевства под предводительством сильнейшего и более жестокого феодала. Все остальные становились его вассалами и платили дань или налог. Они располагали собственностью на определённые земли и постройки на них. В этот период шла борьба за влияние на общественное сознание между светской и религиозной властью, что в свою очередь было связано с приобретением возможности распоряжаться большей частью территориальных ресурсов в любом их виде, включая людские. В этой борьбе выиграла светская власть, но духовники получили массу различных привилегий, как в виде собственности (земельные наделы и крестьян), так и в виде отношений (не платить прибыль в казну и пр.).
Несколько столетий, после падения Римской империи Европа влачила жалкое существование. Разрушение организационной системы Рима, разобщило земли империи. Системной организации социума на больших территориях, мешали как междоусобные войны из-за амбиций местных вождей и феодалов, так и отсутствие знаний об устройстве государства. Только к 10-11 вв. у европейской цивилизации в общественном сознании начали формироваться представления о конструкции государственного устройства, как организационной форме взаимодействия общества, и стали появляться экономические связи и механизмы их реализации. Начало крестовых походов ознаменовало новый этап развития Европы и показало, что она достигла определённого экономического потенциала, способного обеспечить военные экспедиции масштабного характера.
Существенным фактором в этих процессах стало появление собственных денег в европейских государствах в эпоху окончания раннего средневековья, чему способствовало открытие месторождений серебра и золота. До этого Европа использовала деньги государств Ближнего Востока и Византии, своих денег она не имела.
Развитие технологий, позволило населению Европы себя кормить и создавать некоторые запасы благ, что обозначило начало перехода от модели натурального хозяйства к модели товарно-денежных отношений.
Рост населения Европы привёл к росту городов. Новые изобретения совершенствовали технологии производства, обеспечивали более высокую производительность труда. К примеру, хомут в Европе появился примерно в 9 в. Это позволило использовать лошадей при вспашке земли. Был придуман способ упряжки лошадей цугом, что увеличило тягловую силу. Кроме этого было придумано сено, в чем не нуждалось Средиземноморье, где зелёный фураж был круглый год. К 12 в. резко развилось коневодство и затраты на перевозки снизились в три раза. Была изобретена подкова и стремя. В 8 в. в Германии находят богатые залежи железа, появляется железные оружие и орудия труда, лемех, топор, коса, чего не знал Рим. Люди начали использовать силу воды в водяных мельницах, которых в Англии в 11 в. было около 6 тыс. В 12 в. появляются первые ветряные мельницы. Развитие кораблестроения обеспечило более объёмную и дешёвую доставку товаров морем, чем по лесистому бездорожью европейских просторов. В 9 в. корабли викингов могли поднимать на борт до 35 т груза, а затем их грузоподъёмность увеличилась до 250 т. В 8 в. начинает возрождаться золотомонетное производство, в Чехии были открыты богатые золотоносные жилы и освоены технологии добычи. Впоследствии золото было найдено и в Трансильвании, Силезии, Моравии, Саксонии и других местах. Возможность выпуска собственных денег позволила осуществлять обмен товаров без поиска контрагента с нужным товаром, его заменял промежуточный товар - деньги. Это ускорило товарооборот в глобальных масштабах без ожидания детализированных обменов на локальных рынках. Рост рынка потребления привёл к росту объёмов производства товаров. Международная торговля обеспечила быстрый рост купеческого капитала по сравнению с темпами его роста в феодальном производстве, опирающемся на внутренний рынок, который был скован безденежьем феодальных крестьян, составлявших массу населения. Рост товарооборота потребовал создания определённых структур, занимающихся обслуживающими функциями. В 13 в. в Северной Италии возникли первые биржи.
В раннюю эпоху становления современной европейской цивилизации в её экономической модели, как мы видим, активно начинают циркулировать деньги. Деньги имеют одно интересное свойство – они могут длительный период «безболезненно» накапливаться в отличие от товаров. Любому производителю нет смысла выпускать товары для накопления их на складе, а деньги копить можно. У производителя, работающего на склад, в конечном итоге исчерпаются оборотные средства, а накопленные деньги можно превращать в любые товары. При натуральном обмене искать обменные пары нужных благ на созданные производителями и востребованные покупателями товары очень сложно. Поэтому такое производство очень циклично во временных пределах и мелкотоварно.
С деньгами же все выглядит довольно просто – они универсальный товар для обменных операций, способный через обмен превращаться в любой товар. Хранить их компактно, они не подвержены порче, могут использоваться для покупки в любой необходимый момент. При наличии такого инструмента, как деньги, производство можно вести более удлинёнными циклами, так как не нужно увязывать сбыт своей продукции с моментом её обмена на нужную продукцию. Деньги в данной ситуации выступали в роли смягчающего буфера, товара-прокладки, который даёт право их обладателю оставаться участником рынка (покупателем), хотя у него уже и нет товара. Он его уже реализовал, но наличие денег характеризует его, как правомочного участника процесса созидания, который выполнил свою созидательную миссию – произвёл товар и имеет право на получение адекватного блага. Кроме этого деньги обладают ещё одним замечательным свойством – они являются инвестиционными катализаторами производства. Рост потребительной ёмкости рынка Европы в связи с ростом населения и появлением новых товаров удачно совместился с периодом расцвета монетного дела благодаря открытию золотоносных рудников в Европе. Рост денежной массы обеспечил инвестиционное развитие производства в Европе. Но само увеличение денежной массы без увеличения товарной массы, могло бы стать причиной инфляции, как это произошло в эпоху завоевания Америки. Золото наводнило Европу и обесценилось в три раза или другими словами, цены выросли в три раза. Сегодня мы это наблюдаем на мировых рынках нефти. Удорожается не добыча нефти, а растёт количество напечатанных США денег, функционирующих на мировых рынках.
В раннем средневековье не случилось инфляционного всплеска по одной причине. Выпуск денег и товарная масса на европейском рынке росли примерно одинаковыми темпами. Монетные дворы принадлежали правителям и производство металлических денег было не простым, поэтому много денег выпустить было нельзя. Рост товарной массы к приросту денег обеспечивался не столько за счёт прироста населения, сколько за счёт перестройки структуры энергообеспечения производства. К концу 18 в. металлические деньги не смогут выполнять свою функцию обменно-счётных единиц. Добычи ценных металлов перестанет хватать для обеспечения товарного оборота, поэтому появятся бумажные деньги. В КИТе постулируется положение, что
стоимость есть показатель энергоёмкости изделия, блага или товара. Ранее было сказано, что в 11 в. количество водяных мельниц достигло почти 6 тыс. Их энергетический потенциал вдвое превышал энергозатраты необходимые для строительства пирамиды Хеопса. Мельницы применялись не только в мукомольной промышленности, но и в суконном производстве. Эти достижения продвинули производство средневековья на такой уровень, который для античности был фантастическим. Местности, где источником энергии были реки, процветали. В 12 в. появились ветряные мельницы, и развитие производств не стало ограничиваться размещением у рек, строительство ветряных мельниц распространялось стремительно. С 1170 г. по 1190 г. они стали настолько массовыми источниками энергии для производств, что папа Целестин ІІІ облагает их десятиной. В следующем веке их потенциал рос большими темпами в Англии, Фландрии, только в Ипре их было 120. Рост энергетических возможностей производств послужил толчком развития сукноделия, текстильного производства, горного дела, пивоварения, дубильно-кожевенных технологий, обработке металла (ковка, резка, шлифовка, чеканка монет и пр.).
Объединение колеса с мехами в 14 в. открыли возможность для развития производств, позволяющих выплавлять чугун, железо и волочить проволоку. Начинали воплощаться в реальность слова Аристотеля, который говорил, что, если бы орудия сами могли выполнять работу, для которой они предназначены, к примеру, ткацкие станки сами ткали, то рабы были бы не нужны господам. Примерно в 12 в. в Европе появилась тачка, которая значительно облегчила транспортировку грузов в строительстве и сельском хозяйстве, она заменила громоздкие носилки. В 11 в. в Китае создаётся ткацкий станок, его изготовление ускорило производство ткани в 4 раза. В 12 в. с ним познакомилась Европа и продолжила его совершенствование. Ткачество стало первым конвейерным производством, которое позволяло объединить в своей технологии 26 операций, выполнявшихся разными работниками. Уже в 1245 г. во Фландрии случилась первая забастовка ткачей, которые протестовали против потогонной системы машинного труда. Новые технологии требовали много энергоресурсов. Так, для производства 50 кг железа требовалось 25 кубометров дерева. За 40 дней такая печь уничтожала деревья в радиусе одного километра. Это заставило обратить внимание на уголь. Но уголь породил свои проблемы – задымлённость, смог, болезни. Знать покидала задымленные города, а кому некуда было бежать, родили протесты первых «зелёных». В 1285 г. в лондонский совет была подана жителями первая жалоба на задымлённость кварталов. Решением этой проблемы в последствие стала конструкция печной трубы, собиравшей копоть, придуманная через несколько десятилетий.
Таким образом, рост энергоёмкости производственных мощностей позволял производить больше товаров, в изготовлении которых ранее было задействовано большое количество людей. Кроме этого эти товары были более технологичны и более энергоёмки, к примеру, железные орудия труда. В связи с этим общество очень нуждалось в таком количестве общественных счётных единиц, идентифицирующих блага, которые наполняют государственную конструкцию в ходе взаимодействия людей с природой, чтобы это количество обеспечивало, как счёт благ, так и контроль за движением этих благ, их обменом и потреблением. То есть обществу нужна была такая масса денег, которая соответствовала объёму создаваемой товарной массы, как говорит экономическая теория, а с позиций КИТа – объёму используемой для производства товара энергии, что мы и наблюдаем в эту эпоху. При этом идёт активное развитие системы денежного обращения и в межгосударственных масштабах.
Знакомство с историей показывает, что переход от дикости к цивилизованному взаимодействию людей не происходит мгновенно. Поэтому невежество исчезает из всех сфер общественной жизни постепенно, в том числе и в вопросах организации производства, в распределении благ, обмене, потреблении, то есть в экономической и политической сфере. КИТ рассматривает функциональность общественной конструкции шире –
в супсонике. Чтобы преодолеть в обществе дикость, большую работу проделала религия, прежде, чем наука накопила достаточно знаний для управления общественными отношениями в определённых цивилизованных рамках. Процесс накопления знаний об обществе идёт и сегодня. Дикость в отношении владения собственностью в своих тварных, низменных формах проявлялась в обществе по-разному – в виде её силового захвата, несправедливого обмена, обмана, психологического давления, устрашения и прочего. Отношения эволюционировали и появлялись более лояльные модели распределения благ и формирования собственности. Это устраняло разрыв между богатыми и бедными, снимало социальную напряжённость и такие государственные конструкции развивались более эффективно.
Когда в обществе появились объекты длительного пользования, то стало происходить накопление благ в собственности. За период одного поколения они не теряли своих функциональных средств. В первую очередь эти объекты находились в распоряжении более сильных соплеменников по причине существования диких отношений в древности. Собственность и отношения, передаваясь по наследству, сформировали кланы собственников, а потом и классы. Классовые отношения нашли своё отражение в правовой сфере, как в сфере представлений (ментальная сфера) о функционировании и взаимодействия людей в социуме, так и в устройстве государственной конструкции (материализованная ментальная сфера). Классы собственников аккумулировали в своих руках, как имущественный комплекс, так и денежную массу по вполне понятным причинам. Предпосылки к этому были заложены как исторически, так и законодательно. Рабовладельчество и феодализм сыграли в этом свою роль. С развитостью денежных институтов появилась возможность у других классов или групп общества аккумулировать в своих руках аналоги материальных благ – деньги (виртуальные блага). Эти классы исторически не располагали собственностью или средствами производства, такими, как наделы земли или мануфактурные производства, прочее, но через накопление денег смогли их приобрести. Понятно, что в первую очередь таким классом стало купечество и ростовщики, впоследствии образовавшие класс банкиров – класс денежных собственников.
Как возникали права владения в юридическом плане понятно – так писались законы, защищая историческое право собственников на владение имуществом. Другое дело, правильно ли они отражали распределение создаваемых членами общества благ. Без понимания физической сути взаимодействия людей, как физических объектов, рассматривая их только с помощью экономического образа мышления, который сам по себе идеологически направлен и вульгаризирует истину о сути общественных отношений, правильной общественной конструкции нельзя создать в ментальной сфере или ноосфере, а потому нет возможности воплотить её в реальности, так как она не существует даже в виде идеи.
Физическая сущность благ заключается в том, что мы тратим свою энергию на преобразование среды, от преобразования куска глины в кувшин или кирпич до изменения русла рек, вырубки лесов и создания карьеров по добыче сырья, строительства мостов, БАМов, городов и космических конструкций. В силу распределения труда по объективным причинам, появилась специализация профессий, одной из которых стала управленческая деятельность. Управленцы использовали свой доступ к общественной информации в своих целях, что позволила им быть привилегированным классом общества и получать значительную долю общественного продукта за счёт виртуальных манипуляций информационной сферой – правом собственности на идеи по организации производств и манипулированием деньгами через ростовщичество. Если раньше собственник сам принимал участие в процессе создания благ, то в последствие он передал эту функцию машинам и управленцам, а за собой оставил только право распределения денежного дохода через финансы. Так что его общение с имущественным комплексом изменилось. От непосредственно физического «общения» кузнеца с молотом, к виртуальному, информационному общению со сферой банковского капитала. Порою собственник не видит своей собственности всю жизнь, проживая на другом континенте, но это не мешает ему считаться собственником определённого производственного комплекса и присваивать большую долю дохода. Сегодня материальный комплекс развился до такого уровня, что иметь его в собственности отдельным собственникам не под силу. Они создают акционерные общества, в которых собственники капиталов объединяют их, и совместно используют свои права для присвоения большей доли вновь созданного продукта. Хотя по большому счёту любое государство является акционерным обществом, но экономической конструкции такого государства пока не существует, так как многое пришлось бы менять и в политической системе такого государства. К примеру, пенсионерам пришлось бы платить не пенсию, а дивиденды, а что тогда останется олигархам?
Как же возникает товарный продукт в физическом плане? Раньше энергией тела человек трансформировал формы окружающей среды в нужные блага. Конструкциями, направляющими энергию в нужное место, были конечности человека (руки). Потом к ним прибавились орудия труда, сосредотачивающие энергию на рабочих поверхностях, преобразовывающих предмет труда (сырье и материалы). Потом в системе преобразования некоторых социальных образований появился чужой труд, труд рабов. Энергия, излучаемая их телами была такой же, как и у их хозяев, но блага для восстановления раба, как биологического объекта и личности, выделялись в значительно меньших количествах, чем для обеспечения жизни их хозяев. Началось значительное накопление собственности за счёт труда рабов (дополнительного энергетического потенциала, появившегося в стране) и формирование классов, который шёл не одну сотню лет. Менее имущие граждане превращались в феодальных крестьян, а более богатые в феодалов. Какой становилась структура энергетического потенциала средневековых государств было показано выше. На вооружение были поставлены силы природы. Инженерно-техническая мысль развивалась и общество умнело, требовались более знающие и грамотные работники, которые способны управлять не косой, лошадью и топором, но и механическими аппаратами. В связи с этим менялись представления массы людей об общественных отношениях, которые требовали изменения системы распределения создаваемых благ. Это приводило к восстаниям, а позднее и к революциям. Позднее в правовой системе развитых государств появились социальные гарантии граждан, которые стабилизировали общественную напряжённость. Олигархи платят за своё спокойствие сумму, обеспечивающую достаточный уровень существования определённых слоёв населения, которая их устраивает. Ниже приведён рисунок 1, демонстрирующий изменение формирования энергетического потенциала, используемого обществом для производства благ.
Рис. 1
На рисунках изображено изменение структуры потребления энергоресурсов в конструкции социума при производстве благ в разные эпохи. На первой части рисунка показан энергетическая обеспеченность первобытного общества. Энергия, необходимая для производства благ, генерируется непосредственно телами людей, занятыми производством благ, проживающих в конструкции этого социума. На второй части рисунка, показана рабовладельческая фаза, в энергетический потенциал модели социума добавляется энергия рабов, выступающая дополнительным потенциалом энергии в государстве. На третьей части рисунка характеризуется феодальная эпоха, где социум получает дополнительную энергию, используя возобновляемые источники природной энергии – ветряные и водяные мельницы, парусный флот, энергию от сжигания органического топлива (дров) в различных производствах - в металлургии, кузнечном деле, гончарном производстве и т.д. Четвёртая часть рисунка показывает капиталистическую фазу, сегодняшнюю структуру энергоресурсов, задействованных в производстве благ и услуг. Абсолютный объем энергии, потребляемой социумом растёт, но сокращается удельный вес энергии людей, хотя количество людей на земле увеличивается. Энергия людей сегодня, которая участвует в преобразовании среды, составляет всего лишь 1% и значительная её часть направленна не на преобразование форм объектов среды, а используется для нажатия кнопок на стендах систем управления процессами, сами преобразования осуществляются машинам, механизмами, агрегатами. Сегодня человек использует энергию углеводородов, энергию атома, энергию химических реакций и начал использовать энергию нанотехнологий. Благодаря этой энергии, а не энергии человека современная цивилизация производит огромное количество благ.
Если при ручном изготовлении изделий энергия непосредственно продуцировалась ремесленником и преобразовывала материал природы в нужную вещь, что, естественно, указывало на право изготовителя владеть этой вещью и распоряжаться ею. Сегодня этого сказать нельзя. Энергоресурсы производство получает из природного сырья, а недра в любой стране должны принадлежать всей нации, ведь она и объединялась в государство, чтобы защищать свои ресурсы и пользоваться ими гарантированно. Основные производственные фонды и технологии, используемые в производствах, продукт интеллектуальной работы многих научных коллективов и труда многих профессиональных рабочих (не только этой эпохи), построивших заводы, фабрики, электростанции и прочее. Юридическое оформление собственности на эти ресурсы осуществлялось от поколения к поколению десятки, если не сотни лет. Хотя есть примеры этого оформления и в считанные годы, как это продемонстрировали страны распавшегося СССР. Здесь собственники средств производства не тратили свой энергетический потенциал поколениями, чтобы накопить недвижимость. Все осуществилось за счёт бумажной эквилибристики, что показало общенациональный уровень духовности нации и её интеллект. Такого низкого уровня нет и у одной нации мира. Он продемонстрировал впервые себя в социалистическую революцию, продемонстрировал и в олигархическую. Во-первых, государство поменяло идеологическую доктрину, во-вторых, во власть пришли личности с демоническим складом психики, демагогическим складом сознания, интеллектом, пользующим жёваными истинами бытия, и низкой или ущербной духовностью с псевдорелигиозным уклоном. Поэтому все народное, общественное, быстро превратилось в частное. Особенно то, что производило блага-товары, пользующиеся спросом за рубежом – сырье, материалы, энергоносители. Собственникам понравился ухоженный запад, где можно культурно проводить время, а свою страну нужно было отстраивать и тратить массу капитала, бумажных денег, а как им казалась и кажется - деньги великая ценность. За это и не уважают нас за рубежом, за наше желание жить за чужой счёт, в данном случае на историческом багаже благ, созданных нациями запада в своих странах. Деньги всего лишь инструменты управления товарными потоками, что входит в задачи государства, а не олигархов. Олигархи такие же граждане и страна для них не поле для наживы. Государство, как система органов управления общественной жизнедеятельностью, активно должно использовать в этом процессе деньги, а не создавать частные банки с ростовщическими процентами, вызывающими инфляцию.
Логически рассуждая методом КИТа можно увидеть, что каждый человек нашей цивилизации всегда был словно упакован в «энергетический кокон». Величина энергококона постоянно от эпохи к эпохе увеличивается. Основной целью нашего бытия есть достижение максимальной функциональности среды, окружающей нас, чтобы получит как можно большее пространство для комфортной жизни. В связи с этим в обществе вырабатывается некое понятие того, что эта комфортность зависит от наличия у индивида богатства или благ, равно, как и денег. Тем не менее, это укоренившееся мнение является глубоко ошибочным. Олигархи тратят на свой комфорт огромные ресурсы цивилизации, порою, совершенно не пользуясь теми благами, которые созданы по их прихоти. К примеру, какой-нибудь замок или яхта удостаивается их посещения раз в году в течение недели. Но при этом они живут не дольше простых смертных. В эпоху социальных потрясений они становятся жертвами народного гнева из-за своей алчности, несправедливости, хитрости, обмана и коварства, как чуждые элементы социума. Кроме этого, как показывают факты, в эпоху кризисов они просят помощи у государства, а в эпоху военного противостояния с олигархами других государств, просят защиты у национальной армии. Это наглядно демонстрирует их неспособность быть эффективными менеджерами, как они себя любят называть.
Чтобы общество имело устойчивую социальную конструкцию, оно должно иметь прочные и гибкие социальные модули, из которых состоит. При фрактальном построении конструкции государства, элементарным социально организованным модулем (СОМом) является человек. Значит, граждане государства должны иметь определённые стандарты, как римские легионеры, условно говоря. Они должны иметь материальный комплекс, обеспечивающий им эффективное противостояние окружающей среде (в части решения бытовых вопросов – жилье, транспорт, бытовые приборы и т.д.), иметь достаточное энергетическое обеспечение работы этого комплекса, то есть получать необходимый объем энергоресурсов из национальной системы энергопроизводства, иметь определённый уровень знаний, чтобы гибко реагировать на обстановку и взаимодействовать, обладать нормальной психикой или духовностью, то есть находиться в определённой идеологической системе, обеспечивающей их верой в возможность достижения целей. Следуя этим аксиомам можно изобразить схему распределения энергетического потенциала в социуме, устроенном на принципах КИТа рис 2.
Фактическая схема распределения энергоресурсов между гражданами в странах в современную эпоху может быть представлена ниже приведённым рисунком № 3. Как видно из рисунка, олигархическое распределение национальных энергоресурсов давлеет над основной частью населения и не даёт ему развиваться, как физически, так и духовно.
Энергопотенциал, воплощаясь в блага, переходит в собственность собственников средств производства, латифундистов, фабрикантов, купцов, банкиров. При таком распределении энергоресурсов и благ не может развиваться и частная собственность граждан, то есть материальный комплекс, необходимый для нормального, полноценного существования личности и её воспроизводства. С другой стороны, научно-технический прогресс сегодня развивается такими темпами, что накопление материально вещественного комплекса в бытовых целях становится бессмысленным, он морально стареет в считанные годы. Раньше телевизор или автомобиль служил семье на протяжении жизни целого поколения. Сегодня они обновляются несколько раз за этот период. Темпы обновления изделий наглядно видны в электронной промышленности, автомобилестроении, в индустрии стройматериалов и других отраслях. Раньше в распоряжении работника была лопата или топор, сегодня станки и автомобили, суда, космические станции. В эпоху развитых информационных технологий, когда общество достигнет своего ноосферного развития, каждый человек или семья в состоянии будут управлять мощным минизаводом или фабрикой и изготавливать самолёт или катер для своих нужд или для нужд общества. Энергопотенциал общества будет расти и в дальнейшем. Но это не значит, что семье нужно быть собственниками этого завода (как космонавтам не нужно быть собственниками космической станции) – это будет средой их интеллектуального обитания, которую предоставило им общество, как своим гражданам, которые и сами непосредственно принимают участие в оснащении себя материальным комплексом, как производственным, так и бытовым.
Нужна ли собственность в космосе? Борются ли за неё атомы в веществе? Ответы на эти вопросы понятны. Нам нужна не собственность, а комфортная среда обитания, чем мы и занимаемся, как разумные сущности. Наш путь постижения истины идёт по синусоиде. И развитие общественного комплекса материальных благ будет новой синусоидой этого пути, которую мы при социализме уже проходил, а Китай продолжает проходить. Но будет это на новом уровне технологических и технических решений в объединении с новыми идеологическими моделями или понятиями относительно видения устройства общественной конструкции. Мы в большой степени постигли тайны физики природы, осталось постичь тайны физики души, обеспечивающие преодоление алчности, гордыни, стяжательства.