Экономический образ мышления – тупиковое направление развития общественного сознания
Сфера общественного сознания сформирована пятью информационными субсферами (инстинктами, знаниями технологий, теологией, правовой сферой, экономическим образом мышления), знания которых субъективны в силу определенных обстоятельств и, в частности, из-за их неполноты. Одна из субсфер представлена экономической теорией. Она, развиваясь как модель мышления людей, отражающая их взаимодействие в ходе производства, потребления, обмена и распределения благ, пытается на протяжении всего своего развития найти показатели, позволяющие оценивать степень полезности этих благ, их эффективность в настоящем и в перспективе на будущее.
Любая деятельность человека имеет две части – умозаключительную и практическую. В первой части формируется информационная, абстрактная модель действий, во второй части эта модель материализуется по соответствующему алгоритму последовательности действий человека во времени в координатах пространства относительно окружающей среды и элементов, задействованных им в процессе материализации образа представленной идеи. Любая абстрактная конструкция, состоящая из комплекта элементов, может воплотиться в функциональный объект, если все размеры элементов соотнесены между собой пропорционально. В противном случае эта конструкция функционировать не будет или будет часто выходить из строя и ее созидательная полезность может стать отрицательной, то есть убыточной. Что касается функционирования общественной конструкции, то она проявляет свою неэффективность, когда возникают кризисы или военные конфликты. В этих случаях уничтожаются не только созданные отрасли производства и материальная культура, но и ухудшается уровень благосостояния и качество человеческого материала, а также и само общество несет человеческие жертвы.
Чем сложнее общественная конструкция в реальности, тем в общественном сознании сложнее абстрактная или информационная модель взаимодействия элементной базы, составляющей эту конструкцию. В любой конструкции с малым набором элементов можно быстро выявлять сбои в работе и отклонения от установленных параметров и скорректировать ее функционирование. В сложных конструкциях это делать труднее. Такой конструкцией является современное глобально организованное общество, которое из двухсистемного (капитализм, социализм) превратилось, практически, в односистемное – капиталистическое. И модель производственных отношений стала преимущественно капиталистической. На вооружении общественного сознания сегодня оказались взгляды сторонников капиталистических теорий, использующих их для организации экономической жизни общества. Ошибочность этих взглядов показывает практика, реальность, которая ввергает общество теперь уже в глобальный перманентный кризис. И этому есть ряд причин.
Одним из факторов, способствующих возникновению кризисов, является то, что умозрительная конструкция экономической модели общества в своем составе не имеет на сегодняшний день, во-первых, четко обозначенных ресурсных элементов, функционирующих в ней, во-вторых, в модели отсутствует представление их взаимосвязей и влияния друг на друга, как физических объектов, и, в-третьих, до сегодняшнего дня не найдена единица измерения выполняемой представителями общества работы, создающей новую функцию (благо) в окружающей среде. Несовершенная умозрительная модель (информационная) приводит к возникновению кризисов экономических и социальных, которые общество не может предотвратить, используя такую модель, созданную экономическим образом мышления. Воплощение конструкции такой модели в реальные материальные объекты не базируется на взаимодействии пропорционально соотнесенных между собой элементов, обеспечивающих ее гармоничное развитие. Общество постоянно находится в эксперименте над самим собой, пытаясь найти элементный состав своей конструкции, их взаимозависимости и составить ее.
Современный этап деятельности общества характерен тем, что оно исчерпало как потенциал своей умозрительной конструкции, положенной в основу взаимодействия его элементов, так и прекратило активную работу, связанную с поиском основополагающих элементов своей конструкции, их роли и влияния друг на друга и на всю конструкцию. Последний яркий этап в исследовании этого предмета наблюдался в конце 19, начале 20 века и был воплощен в создании социалистического общественного строя, оплот которого СССР пал в конце 20 века. Цель своего существования два социальных мира (капиталистический и социалистический) видели в борьбе между собой. Теоретики и научная мысль каждой из этих систем работали над развитием эффективных формул общественного бытия, но в конце прошлого века это соревнование утратило свой смысл – социалистическое государство-лидер исчезло. Управленческая элита социалистического лагеря оказалась не способной перестроить общественную конструкцию в соответствие с меняющимися реалиями мира и удержать власть. В ее составе не было выдающихся мыслителей, способных создать новую умозрительную модель, которую следовало бы внедрять на новом этапе.
В связи с этим социалистический лагерь принялся за перестройку своей конструкции в формате капиталистической модели, что отбросило его в развитии по всем социальным параметрам на более низкий уровень. Это отразилось на потенциале экономики, армии, науки, морали и культуры. Так как не было четкого плана переформатизации, то творцам нового порядка не была известна и функция государственного аппарата, являющегося скелетом государственной конструкции, удерживающей общество в определенном структурном формате. Все это привело к потере целевых установок, существующих в каждой нации или государстве, породило хаос в субординации отношений социально организованных структур, паралич экономики, социальный кризис, моральную деградацию и потерю интеллектуальной составляющей общества. Масштабы социальной катастрофы потрясают. Капитализм, потеряв на мировой арене своего идеологического противника, также оказался один на один со своими нерешенными вопросами социального плана, суть которых скрывается в системе распределения созданных в обществе благ. С этой проблемой столкнулось и общество новых рекрутов капиталистического бытия, в лице стран бывшего социалистического лагеря.
В этой ситуации и капитализму потребовалось менять систему целевых установок. Образ идеологического врага потерял свой смысл в формировании внешнего курса, поэтому необходимо было разобраться как с расстановкой своих союзников в собственной системе, так и искать новые направления в путях реализации своего мирового господства. Что мы и наблюдаем в настоящее время. Однако при всем при этом особенность нынешнего момента заключается в том, что, с одной стороны, существуют серьезные тенденции к переходу от государственных единиц к единой, глобальной цивилизационной конструкции, но вместе с тем существуют и современные устойчивые конструкции действующих государственных систем, некоторые из них чрезвычайно сильны. Те идеологи, что находятся у руля трансформационных процессов в разных мировоззренческих командах, не могут сказать, в каком формате они видят себя и мир – как часть целого или как целое с частями. А, исходя из этого, и следует выбирать путь движения к цели. Но сегодня в общественном сознании цивилизации отсутствуют и ключевые понятия особенностей функционирования общества, которые бы могли объединить различные теории вокруг основных базовых ментальных категорий. Все это не позволяет идеологам развития общества увидеть цивилизацию землян, как единый физический объект, подверженный всем законам мироздания. В силу этого мы и попадаем в кризисы, так как не можем предвидеть последствий наших действий в глобальном масштабе.
В связи с тем, что общественные отношения переходят в новую фазу, которая характеризуется их глобализацией, то и модель их ментальных представлений должна отличаться от модели представлений, которую исповедуют в процессах управления взаимодействия социально-организованных модулей (СОМов) в отдельно взятом государстве. В последнее время появились новые подходы оценки функционирования социальных структур, которые высказываются квантово-информационной теорией (КИТ) фрактального развития социально организованных модулей. Эти принципы пока мало известны широкому кругу ученых и специалистов, занимающихся государственным управлением и развитием, но их применение к оценке, анализу и моделированию функционирования социума дают интересный материал для размышления над будущим цивилизации. Основы данной теории заложены еще в позапрошлом веке украинским ученым С.Подолинским, его идеи поддерживал В.Вернадский, много в развитии этого направления сделал Л.Ларуш, Н. Руденко, П.Кузнецов, В.Письмак и другие.
Физическая экономика, основанная С.Подолинским, в отличие от политической экономии рассматривает стоимость как энергетическую категорию. Все процессы по трансформации вещества из одной формы в другую осуществляются с помощью энергетических импульсов, которые возникают при создании условий для некоторых веществ, когда они ускоренно переходят из одного состояния в другое, что свойственно веществам, которые называются энергоносителями. Распадаясь, они создают поток частиц, движущихся с большой скоростью, а при окружении этого потока конструкциями из прочных материалов можно создавать их целенаправленное движение, где они будут двигаться с большим давлением, которое и используется в технологических процессах, как движущий импульс.
Энергия природных энергоносителей заменила физический труд людей, но сами люди остались участниками производственных процессов, при этом изменилась их рабочая функция. Они не выполняют тягловые усилия в современных производствах и не заняты работой по генерации энергоимпульсов, направляемых на разрушение каких-то сред, как раньше. Они занимаются контролем и корректировкой процессов производства. Производственные процессы в большей степени из энергетических, как это было в ранние эпохи, когда их основу составлял физический труд, превращаются в информационно-энергетические. Энергия в этих процесса передвигается в технологических контурах согласно замыслам конструкторов и технологов, создавших конструкции машин и агрегатов, заводы и фабрики, как целостные комплексы. То есть энергопотоки в производствах движутся по заранее предписанным маршрутам в определенных коридорах вещественных конструкций. Они сформированы в виде знаний, хранящихся в общественном сознании, которые находят свое отражение в функционирующей техногенной ноосфере, как в чертежах, так и в объектах. Интересно, что эта ноосфера создается не одним поколением людей, каждое последующее использует знания, законы, чертежи, доставшиеся им от предшественников.
Условно говоря, стоимость основных фондов, переходящих от одного поколения к другому, есть бесплатное благо. А вот энергетические носители нужны каждому поколению, так как в циклах производства они исчезают. Вот эти исчезающие энергоносители и создают стоимость и должны подвергаться учету и контролю, который можно осуществлять с помощью денег (счетных единиц), как элементов специфической информационной системы общества. Но как раз эту функцию денег современная экономическая теория очень слабо излагает и понимает. Таким образом, формируется искаженная, вульгарная информационная модель общественного взаимодействия, которая не отражает истинного положения дел и не позволяет сформировать модель будущего нашей цивилизации в комплексе со всеми ее элементами. Поэтому не предоставляется возможны определить роль человека в этой модели, пути развития человека, как элемента этой модели, а следовательно, и представить социальную конструкцию, как совокупность гармонично сочетающихся между собой элементов, находящихся в динамическом развитии.
Использование методов квантов-информационной теории как раз и представляет возможность посмотреть на общество, как на физический объект, и убрать максимально все субъективности, которые присутствуют в экономическом образе мышления. То есть мы получаем инструмент, который расширяет горизонты экономической деятельности людей и позволяет посмотреть на деятельность людей, как на супсонику - субъективное преобразование среды человеком, где решающее значение имеют не абстрактная стоимость и ее отражение - деньги, а энергия.