Хочется заявить, что сегодняшние рассуждения экономистов и представителей власти, слушающих экономистов, которые в один голос утверждают, что население земного шара стареет, и, в будущем на одного работающего будет приходиться больше неработающих, чем сейчас, что это приведёт к большим проблемам в пенсионном обеспечении граждан – не имеют под собой основы. Ответ довольно прост, он лежит в идеологической плоскости, в общественной системе миропонимания устроения мира и социума. Под социумом здесь будет пониматься структурированное по родам деятельности общество, владеющее материальной культурой – средствами производства и инфраструктурой промышленного, транспортного и социального назначения в широком смысле слова и организационным ресурсом. Социум использует этот потенциал, чтобы общество могло двигаться из настоящего в будущее в пространстве и времени и развиваться функционально. Остановка функциональности любой системы означает прекращение процессов, ею осуществляемых, а в биологических системах означает смерть. Во вселенной смерть отсутствует, в ней наблюдается трансформация, видоизменение структур и объектов. Мы же понятие смерти связываем с прекращением жизнедеятельности живого организма. Живой организм может исчезнуть, но система живых организмов в одночасье не исчезает. Поэтому и общество, организованное социально, не прекращает своего движения из настоящего в будущее, а меняет свою социальную форму и функции, то есть делает свою материальную культуру более техногенной, более функциональной, и энергетически более насыщенной.
К сожалению, экономисты не рассматривают энергетическое наполнение социума, как основополагающую составляющую его движения и жизни, как любого объекта вселенной. Экономисты рассматривают финансовое наполнение социальной структуры, не понимая, что финансовая составляющая является самой бессмысленной составляющей в определении функциональности социума в настоящем и в перспективе. Но так сложилось, что экономической теории, как части ноосферы цивилизации, не чужд эффект хреодности – невозможность выехать из наезженной колеи. Как традиции каннибализма управляют жизнью каннибалов, так и экономический образ мышления руководят деятельность современной цивилизации. Одним из таких понятий являются представления о распределении благ, об институте частной собственности, о рыночных отношениях, о механизме ценообразования и других категориях. Хотелось бы задать вопрос проповедникам рыночного хаоса, - если общество развивается и идёт в космические просторы, то там так же предполагается существование частной собственности, бессистемного и несогласованность порядка действий участников процесса, как на рынке? В кругу этих заблуждения каждый из существующих в современном мире социумов (государств) пытается построить свою устойчиво функционирующую конструкцию, что не возможно. Если представления такого социума об окружающей среде (других государствах) сложились на основе ложных истина, то его функциональная система не может быть устойчивой. Любой социум, получая свои информационные ресурсы из неустойчивой окружающей среды, и сам становиться не устойчивым, ведь его внутренние представления, являющиеся основополагающим ядром его действий, заведомо ложны.
Исследования деятельности социума методами КИТа (квантово-информационная теория фрактального взаимодействия модулей социума с окружающей средой) показывают, что она развивается на принципах формирования конструкции с фрактальным устройством модулей (http://simpole.at.ua/publ/fraktal_sociuma/1-1-0-32). Модули в свою очередь, являются материальными элементами, а их целевые установки, руководящими их действиями – виртуальными (ментальными), основной из которых является – обеспечение существования модуля как можно больший период времени, от чего зависит комфортность его существования. Можно сказать, что смысл общественной деятельности, государства и социума должен стремиться к созданию такой комфортной конструкции среды проживания, чтобы индивидуум имел возможность насладиться итогами свой деятельности и ощутить свою независимость от времени, то есть среда, созданная им, должна увеличивать срок его активной жизнедеятельности и отодвигать час его биологической смерти. По большому счёту, человек первым приоритетом своего потребления ставит самого себя – свои мысли, воспоминания, ощущения, чувства и пр. Это заставляет его организовывать в ходе своей деятельности систему вторичных приоритетов потребления – еду, жилье, тепло, удовольствия… Понятно, что для этого он должен в течение какого-то времени жертвовать временем комфортности в периоде своего бытия и заниматься трудом и получить за это свой призовой бонус. Пользуясь медицинским языком, можно сказать, что за напряжением мышцы должно последовать её расслабление. Таким призовым бонусом в социумах настоящей эпохи является жизнь индивидуума на пенсии, то есть после окончания трудовой деятельности. Материальную основу (среду обитания) этой жизни человек как раз и подготавливает для себя в ходе своей трудовой деятельности. Но сама по себе среда обитания, сформированная из рукотворных объектов никакой ценности представлять не будет, если эти объекты не будут выполнять соответствующих функций. Мы это можем наблюдать на примере тысяч объектов, созданных людьми и оставленных по тем или иным причинам. Это и древние города ацтеков, и индусов, и современные, такие как Новый Орлеан (разрушен стихией), Питтсбург (центр обанкротившейся металлургической промышленности), Детройт (центр обанкротившегося автомобилестроения) в США, множество брошенных промышленных объектов и мелких населённых пунктов (сел и деревень), особенно в постсоветских странах. Среда имеет ценность только тогда, когда она функциональна, то есть обеспечивает перемещение энергетических потоков и массы вещества в соответствие с целевыми установками. Во-первых, обеспечивает трансформацию веществ природы в определённые объекты и изделия, которые можно вновь трансформировать в другие объекты, а во-вторых, даёт возможность с помощью энергии перемещать объекты в нужных направлениях в пространстве. Этот процесс трансформаций бесконечен и человек включён в него как разумный, управляющий элемент этого процесса.
Цивилизация не стоит на месте, а постоянно наращивает свой интеллектуальный потенциал, свою ментальную конструкцию, которая лежит в основе целевых установок, заставляющих людей действовать. Сегодня эта деятельность обеспечивается формами производственных комплексов и социальной инфраструктуры, где перемещаются и преобразовываются благодаря энергетическому потенциалу сырье и материалы – преобразовательные импульсы действия, обеспечивают развитие и производственного комплекса, и социальной инфраструктуры. Изменение функциональности технологической формы социума приводит к качественной переформатизации социальных слоёв. Так, пропали рабы, феодальные крестьяне, декларировались попытки отказаться от физического труда рабочих и перейти на автоматизированные и роботизированные системы производства в бывшем Советском Союзе, но его развал, откинул развитие производственного комплекса на десятилетия назад. Развал произошёл в связи с тем, что процесс мышления в общественном сознании не достиг соответствующего уровня, государственная структура, отвечающая за разработку новых конструкций системы государства, не сработала, как нужно. Не было создано новой конструкции в ментальном плане (идеологии взаимодействия людей), которая бы соответствовала изменившемуся состоянию производительных сил. Этой конструкции нет и у мира в целом. И не скоро будет, так как социалистическое мышление, как система, исчезла, а капитализм должен трансформироваться в социализм, чтобы накопить потенциал сознания для переформатирования социалистической формы общества в следующую форму. Сегодня в постсоциалистических странах взят курс на капиталистическую модель развития, при этом были отпущены все сдерживающие факторы, а значить система должна развиваться с нуля. То есть странам соцлагеря необходимо сформировать заново вульгарные формы капиталистических производственных и социальных отношений, которые были у них ранее, но на новом уровне, чтобы взаимодействовать с современной мировой капиталистической системой в качестве её составных элементов. Другого не дано.
Сегодняшний период развития цивилизации, в основе которого лежит рост внедрения новых технологий, характеризуется тем, что объёмы производства товаров остаются неизменными и даже растут, а специалисты, занятые в производстве, в связи с автоматизацией процессов - высвобождаются. Высвобожденные в сфере производства специалисты оказывают давление на рынок труда, что является фактором, снижающим стоимости рабочей силы. Перенасыщенность социальных модулей трудоспособным населением, не имеющим рабочих мест, ведёт к социальной напряжённости. «Выдавливание» людей из производств роботами ведёт к образованию «социальных папилом-паразитов» в тех населённых пунктах, где это произошло. Эти «папиломы» со временем из доброкачественных становятся злокачественными, проявляясь социальными протестами – бунтами, погромами, революциями, переворотами и т.п.
Общество является самоорганизующейся системой, но достаточно инертной. Разные народы в разной степени способны к самоорганизации и имеют разный опыт этого. Но научной концепции регулирования социальных и производственных отношений общество до сих пор не имеет. Этим объясняется наличие многих государственных конструкций, существующих в мире, и различных идеологических теорий о социальном устройстве общества. Современный мир пока не замечает изменений, происходящих в элементной базе процесса создания благ, которая требует для их создания все меньшего количество людей, занятых в производственных процессах. Мировой ВВП постоянно растёт, потребительная корзина наполняется новыми и новыми функциональностями (товарами), которых ранее не было. Буквально за столетие мир был насыщен автомобилями, телевизорами, мобильными телефонами, компьютерами, самолётами и прочими изделиями, которые создаются на новых производствах. Эти гигантские объёмы товарной массы произвелись не смотря на уменьшение количества работающих в развитых странах и этот факт никто не может отрицать. Только с 1950 г. по 2013 г. мировой ВВП возрос с 56,21 млрд. долл. (в ценах 1993г.) до 71, 7 млрд. (по сравнению с $ 69 971 508 млн. годом ранее) (данные Всемирного банка). Количество безработных в 1950 г. составляло 45 млн. человек, а в 2013 г. по данным МОТ достигло 200 млн. Правда, население земного шара увеличилось от 2,5 млрд. до 7 млрд. человек, то есть численность населения выросла в 2, 6 раза, а количество безработных увеличилось в 6 раз. Изменения происходят не только в производственной сфере, но и в сфере услуг.
Аналитики прогнозируют, что к 2020 г. потеряют актуальность такие профессии как журналист, аналитик, документовед, секретарь/рецепционист, логист, банковский операционист, сенографист-расшифровщик, провизор, системный администратор, испытатель, риелтор, копирайтер, библиотекарь, архивариус, бурильщик, турагент, нотариус. Из-за инертности процессов оценки, связанных с изменениями социальных отношений, определённого консерватизма сознания у группы людей, которая утвердила на данный период в реальности свою идеологическую концепцию общественных отношений, на сегодняшний день у цивилизации нет государственной конструкции социума, которая бы учитывала грядущие изменения. Собственно, такими разработками никогда не занималось ни одно государство в мире. И таких конструкций будущего ни у одного государства никогда не существовало. Правда, в Светском Союзе предпринимались такие попытки, но они скатывались в своих рекомендациях к подыгрыванию вождям и раскручиванию их культа личности. В противном же случае, при научном анализе функционирования системы вставал бы вопрос о замене вождя и высшей иерархической ступени управления государством. По устоявшейся традиции в обществе вопросами устроения государственных конструкций, как правило, занимаются отдельные личности – философы-мыслители, благодаря которым накапливается определённый потенциал предложений по различным вопросам общественного развития. Со временем совокупность проработанных вопросов позволяет увидеть обществу в лице общественных деятелей обозначающуюся конструкцию новой модели социального устройства и она в какой-то интерпретации начинает воплощаться в реальность. Сегодня же целостной философской концепции, обозначающей контуры конструкции цивилизации новой экономической формации, общество не имеет.
Одним из постулатов наших теоретических представлений о создаваемых благах, оцениваемых в стоимости, которая находит своё выражение в денежной форме, является понимание того, что блага создаются на основе взаимодействия элементов, представляющих структуру капитала. Спор экономистов вращается вокруг того, какой же элемент капитала является базовым в создании благ. В основном соперничество идёт между двумя группами или идеологическими учениями - одни считают, что это доля капитала, представленная частной собственностью (идеологи капиталистических отношений), другие, что это труд наёмных работников (идеологи социалистического устройства государства). При этом ни первыми, ни вторыми не решён вопрос о том, что является стоимостью, её материальная форма и физический смысл её не определены.
В супсонике (науке о су-бъективном п-реобразовании с-реды), основанной на методе КИТа, стоимостью, как показателем затрат, считается используемая в производстве энергия, как всепроникающая вселенская сущность, её функциональная основа, а единицей её измерения, как известно, физика считает джоули, калории или кВт/часы. При этом супсоника исходит из того, что первичная материальная составляющая любого изделия для человека не имеет стоимости, так как энергию на её создание затратила природа. Человек своей энергии для создания материальных объектов природы не тратил. Стоимость, как категория меры, начинает возникать только с момента взаимодействия человека с предметом труда, когда он тратит свою энергию, переводя часть своего телесного вещества в энергию, осуществляет энтропию тела, излучает его в пространство через произведённую телом энергию. В связи с этим ему требуется восполнить вещественную составляющую тела, иначе оно исчезнет, а проще говоря – умрёт. Поэтому человеку важно иметь устойчивые конструкции модулей социума, одним из которых он сам и является. Именно в обменных отношениях людей появляется понятие «стоимости», как меры энергетических затрат, требующих своего восполнения для подержания среды обитания конкретного человека в устойчивом состоянии. При обмене изделия на изделие люди хотят компенсировать себе получаемым взамен товаром те энергетические затраты, которые осуществили в ходе производстве того материального блага, которое решили поменять на чужое. При таком обмене функциональность искусственной энергетической системы производства и человека, который соглашается на обмен, остаётся в его понимании в устойчивом состоянии, он ничего не теряет, так как получает в чужом товаре, полученном за свой товар, адекватную компенсацию энергетических потерь его производственной системы, но в новой функции. К примеру, поменял свой топор на пилу, картофель на хворост, шерсть на пшеницу и т.д. В равенстве энергетических затрат при изготовлении изделий и скрыт феномен обменных соотношений товарных единиц (http://simpole.at.ua/publ/fenomen_stoimosti/1-1-0-28), кроме предметов искусства, ювелирных изделий и ряда других потребительных стоимостей, представляющих блага человеческого вожделения, но этому имеется объяснение – наличие излишних денег у индивидуума, доставшихся ему в ходе вульгарного распределения результатов труда и не являющихся для него таковыми, которые призваны обеспечить при их обмене на товары, этого индивидуума товарами, удовлетворяющими насущные потребности его жизнедеятельности.
Овладевая тайнами энергетических свойств разных веществ, человечество всё в большей мере пополняло информационный ресурс о функциональности пространства своего обитания. И уже не человек, как универсальная физическая энергомашина, а механизмы, использующие энергию природных ресурсов, стали производителями благ, необходимых обществу. Основу процесса создания благ стал выполнять не импульс энтропии человеческого тела, а импульс энтропии энергоресурсов, импульс перехода природного вещества энергоносителя из устойчивого состояния (твёрдого, жидкого, газообразного) в энергию. Энтропия характеризуется диссипацией (давлением). Давлением, полученным в момент энтропии вещества, человек научился управлять и научился поддерживать в постоянных параметрах процесс энтропии в технологических комплексах (уничтожать среду путём сжигания энергоносителей). Человек поставил эти процессы себе на службу для преобразования окружающей среды в нужные ему форматы функциональности. Он меняет окружающий ландшафт, транспортирует грузы, придаёт новую форму сырью и материалам, защищается от климатических воздействий природы и т.п. Таким образом, импульсы энтропии природных веществ стали новым элементом, творящим блага, о котором экономисты традиционного экономического образа мышления ничего не говорят да и сказать не могу из-за догматических постулатов своих денежных «истин». Общество создало техногенную среду, представленную модулями энтронов – производств, функционирующих на основе уничтожения вещества и использующих момент уничтожения, как силовой импульс, для воздействия на иное вещество, чтобы придать ему нужную форму и получить благодаря этому новую функцию в своё распоряжение.
В связи с этим логически формулу К. Маркса, характеризующую затраты капитала на производство товара, состоящую из производственных фондов, оборотного капитала, рабочей силы, необходимо видоизменить и отразить импульс энтропии, выделив его из оборотного капитала, то есть формула примет вид:
(1) К= с+v+m+iэ , где:
К – совокупные производственные затраты (энергоединицы,квт/час),
с – затраты основного капитала, потребность в энергии для амортизации основных
фондов (энергоединицы, (квт/час);
v – энергозатраты на оборотный капитал без энергозатрат (энергоединицы, квт/час),
m – затраты на рабочую силу (энергоединицы, квт/час),
iэ – импульс энтропии (затраты на энергоресурсы, использованные в производстве)
(энергоединицы, квт/час).
Но нужно сказать, что в рабочей силе нужно различать две составляющие - основной капитал, который затрачен на доведение человека до трудоспособного возраста и профессионального мастерства, и v - переменную составляющую, которая выражается в текущих потребностях человека, в необходимости удовлетворения им своих потребностей и воспроизводить рабочую силу, что принято называть заработной платой. До понимания того, что рабочая сила является основным капиталом, а заработная плата выражает уровень энергетических потребностей, обеспечивающий только текущую функциональность этого специфического капитала, современная экономическая теория не может дойти в силу своих идеологических подходов, свойственных капитализму, когда частная собственность в материальном выражении является богом производственных отношений. И собственники выплачивают заработную плату трудящимся только в объёме текущих потребностей существования, но без учёта амортизационных затрат на основной капитал рабочей силы (образование, покупку жилья, качественную медицину, спорт, отдых и пр.). При капитализме доля вкладываемого капитала в производство со стороны собственника, как правило, является заёмными средствами, а не его собственными. Позднее, когда производство начинает работать, собственник отдаёт кредит из прибыли предприятия, полученную в следствие работы всего коллектива, что старательно вуалируется идеологией экономических отношений капитализма. Доля наёмных работников в производственном капитале при распределении прибыли приобретает вульгарную трактовку, которая является решающей в процессе распределения результатов деятельности коллектива. Основные фонды, используемые в производстве, зримы, а часть рабочей силы, выступающая в роли её фундаментальной части, приобретаемой в течении жизни в виде знаний и навыков, остаётся незримой. Это было свойственно и социализму, где государство считалось всем, в человек считался только его многомиллионной составляющей. Учитывая выше сказанное, формула 1 примет вид:
(2) К= (с+ср)+v+m+iэ , где:
ср – стоимость основного капитала рабочей силы (деньги или квт/час).
К. Маркс говорил, что капиталист недоплачивает заработную плату работнику, эксплуатируя его. Неэквивалентный обмен присутствует в капиталистических отношениях, но сегодня капиталист «недоплачивает» и природе, что особенно явно проявляется в экологических последствиях, вызванных производственными процессами. Мы наблюдаем загрязнение земли, воды и атмосферы отходами производства, глобальное потепление климата из-за выбросов углекислого газа. Но самым интересным в процессе отношения капиталиста с природой и социумом является то, что он не понимает, что денежная масса, накапливаемая им и поступающая разными способами перераспределения в его собственность, оказывается в динамике жизни не нужной вещью. Накопление денег впрок в прошлом на будущие времена не может стать информационной характеристикой процесса перемещения импульсов энтропии в настоящем, так как прошлые деньги характеризуют прошлые импульсы. Но деньги остались, а импульсы в ходе производства ушли в пространство. Все ресурсы производства исчезают в ходе изготовления благ – материалы, энергия, основные фонды, рабочая сила, а деньги, как ресурс, как кажется, не подвержены никакому старению и амортизации, они только растут в своём объёме. Но до определённого момента – кризиса. Импульс энтропии может существовать только в настоящем времени. В будущем он может иметь некоторый прирост или высвобождаться из производства в силу развития НТП, но ни в коем случае текущий его объем не может быть характеризован денежной массой с учётом сумм, накопленных в социуме благодаря капиталистам в прошлые периоды и сосредоточенной в их руках, так как прошлой энергии нет, есть только энергия настоящего. Такое смешение на рынке прошлых денег и настоящих приводит к тому, что денежная единица обесценивается. Эта масса скопилась у капиталистов за счёт вульгарного механизма присвоения денег, как виртуальных счётных единиц, отражающих импульсы энтропии, использованные в ходе производства. Она не была направленна на рынок потребления участниками производственного процесса, так как присвоилась капиталистами, рынок оказался свернут и потребности трудящихся оказались неудовлетворёнными, хотя мощность потока энтропии того момента могла их удовлетворить, что доказывает масса денег в обороте. Сегодня сращивание промышленного, банковского и торгового капитал приводит к ещё большему искажению реальности за счёт производства капиталистами не только товаров, но и денежной массы в угоду капиталу, так как эмиссионные центры находятся в его управлении.
Ещё одним фактором, порождающим несоответствие массы денег, имеющейся в руках у капиталистов, совокупной мощности импульсов энтропии, которые функционируют в государстве, является применение капиталистами виртуальных технологий, связанных с рентабельностью производства, банковским процентом, торговлей основными фондами, затраты на создание которых уже осуществлены в прошлом, спекулятивными котировками акций и пр. Это раскручивает инфляцию и приводит к кризисам, так как капитал пытается управлять моделью экономики через денежную массу, а она не соответствует энергетическому потенциалу импульса энтропии, который находится в распоряжении общества. Излишне выпущенная денежная масса, автоматически приводит к росту денежного эквивалента, количественно идентифицирующего постоянную в физических характеристиках единицу импульса энтропии, то есть стоимостная модель движения благ в социуме, которая призвана характеризовать систему их создания и потребления – искажается. В реальности ж, как и в древности, не деньги лежат в основе формирования форм изделий, выпускаемых в производствах, а импульсы энтропии. Только в древности эти импульсы генерировались телом человека, а сегодня специальным силовым оборудованием (паровыми котлами, двигателями внутреннего сгорания, электростанциями различных конструкций). Количество энергоимпульсов при производстве изделий не меняется, пока не происходит изменений в технологиях производства этих изделий, позволяющих экономить энергию, затрачиваемую на выпуск единицы продукции, хотя может происходить и обратное из-за старения и износа основных фондов.
В рассуждения, приведённых выше, показана, во-первых, физическая сущность стоимости (это энергоёмкость производства изделий), во-вторых, сформулирована основная целевая установка человека (движение к комфортной среде проживания, здоровью и долголетию, к длительной устойчивости своей модульной конструкции), в-третьих, показана искажающая роль денежного отражения производственных отношений, которая приводит к искажению представлений о реальном состоянии энергетического потенциала социума и его возможностях, что находит своё выражение в социальных и экономических кризисах. Данные рассуждения необходимы для того, чтобы новая парадигма общественных отношений, частью которой является система пенсионного обеспечения и её будущее, имела бы для читателей определённую ментальную конструкцию – идеологическую платформу, на основе которой будут осуществляться дальнейшие построения.
Пять тысяч лет назад среднему человеку для обеспечения функциональности среды своего обитания требовалось наполнять её 12 000 килокалорий в день, в начале 15 века для этого было нужно 26 000 килокалорий в день. После Промышленной Революции в третьей четверти XIX века средний потребитель энергии использовал 77 000 ккал, сегодня эта цифра превышает 230 000 килокалорий в день... К 15 веку человек потреблял не только свою мускульную силу, но силу животных и природы, а потребление угля в 10 раз превысило его потребление в первобытный период. В последние 200 лет, за период индустриальной эпохи, потребление энергоносителей возросло в 30 раз. В 1998 г. их объем оценивался в размере 13,7 Гигатонн условного топлива в год, то есть современный человек потребляет в 100 раз больше энергии, чем человек первобытного общества. Сегодня на душу населения приходится около 2,3-2,4 т условного топлива и требуется для нормальной жизни около 2 кВт/час постоянного производства электроэнергии на человека или около 48 кВт/час в сутки, производится же около 0,6 кВт/час непрерывного производства или около 15 кВт/час в сутки. Страдают в основном страны “третьего мира”. На сегодняшний день человечеству требуется повысить производство электроэнергии в три раза, но рост численности населения планеты, заставляет задумываться о перспективах, как качественного, так и количественного развития электроэнергетики.
Рост энергообеспеченности общества приводит к тому, что увеличивается производительности труда. Производительность труда — это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ. Производительность труда определяется количеством продукции (объёмом работ), произведённой работником в единицу времени (час, смену, квартал, год) или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (на выполнение определённой работы). Производительность труда исчисляется через систему показателей выработки и трудоёмкости. Выработка рассчитывается как частное от деления объёма выполненных работ (выпущенной продукции) на численность работников (затраты труда). Трудоёмкость — делением затрат труда (численности работников) на объем работ (продукции). Показатели выработки и трудоёмкости могут исчисляться в стоимостном выражении, в нормо-часах, в натуральном выражении и в условно-натуральном. Выработка характеризует объем работ (продукции) на единицу численности, а трудоёмкость — затраты труда на единицу продукции (работы). При росте энерговооружённости производства увеличивается выработка, но снижается трудоёмкость изделий. Понятно, что если стучать молотом по холодному куску железа - это одна выработка и трудоёмкость и другая, если это железо раскалить до красна, как в кузне. Рост объёмов производства стал возможен из-за усовершенствования процессов производства – создались новые машины, агрегаты, механизмы, оборудование и транспортные системы, которые в состоянии стравляться с мощными процессами энергетической энтропии, воздействующей на предмет труда (сырье и материалы) вместо человека. Представилась возможность увеличения масштаба энтропии вещества энергоносителей в производственных комплексах (заводы, фабрики, эл.станции) и удержания её в объёмах массы производственных фондов под контролем с целью управления ею, к примеру, на атомных станциях. Сегодня человек уже может создавать и использовать не только автоматические системы управления производством, основанные на электро-механических принципах, но и создаёт информационные системы, использующие логику его мыслительных процессов. Человек все в большей мере выводится за рамки производственного процесса, где он непосредственно должен был воздействовать своей собственной физической силой на предмет труда. Поэтому развитие энергетических технологий это одно направление повышения производительности труда, а второе направление – это развитие технологий производства, которые позволят вывести из процесса труда в перспективе все население планеты. Таким образом, разговоры о том, что население планеты стареет и обеспечение пенсионеров окажется в будущем большой проблемой, не имеет под собой реальной почвы. Техническое решение проблемы лежит на поверхности, но для этого нам необходимо менять парадигму общественных отношений и систему «раб-хозяин», которая бытует до настоящего времени в обществе в видоизменённой определённым образом конструкции, следует заменить на отношения, которые должны быть присущи обществу будущего – гражданскому обществу, обществу научного интеллекта.
Сегодня, к сожалению, экономическая теория, как часть идеологии общественных отношений капитализма, не может сказать, что пенсионеры, являются создателями материальных благ и совокупного общественного богатства тех стран, в которых они проживают. То есть они не собственники всего ресурсного потенциала своих государств в его реальном материальном воплощении в виде технологического энерго-производственного комплекса, всей инфраструктурной составляющей государства, культурных, интеллектуальных и духовных ценностей, как это декларируется в конституциях, которые и создавались с тем смыслом, чтобы провозгласить права граждан на ресурсный потенциал страны, гражданами которой они являются. Понимания, что пенсионеры являются собственниками совокупного продукта государства не проявляли даже идеологи бывших социалистических государств во главе с СССР. Пенсии в СССР стали платить только в 1955 году служащим и рабочим, а колхозникам только в 1964 году. То есть граждане были фактически на положении рабов. При этом положении дел понятно, что и сегодня распределение между гражданами прибавочной стоимости, произведённой в государствах мира, остаётся далёким от совершенства и повышение производительности труда в основном обогащает собственников, а не граждан.
Так, в докладе Генерального директора МОТ Гай Райдера «Заработная плата в мире в 2011–2012 гг.» отмечается, что в 36 странах рост производительности труда в два раза превысил рост заработной платы с 1999 года. В США, к примеру, производительность труда во всех сферах кроме фермерства выросла с 1980 года на 85%. Однако заработная плата у жителей этой страны за тот же период повысилась только на 35%. В Германии производительность труда выросла за последние два десятилетия почти на четверть, однако заработная плата остаётся на прежнем уровне. Если же учесть, что представители финансово-банковского капитала ещё ведут игры на виртуальных биржевых тотализаторах, то их денежные доходы несопоставимо выше тех, что имеют простые граждане их стран. Эти игры накачивают «финансовые пузыри», которые в определённые периоды лопаются, так как не обеспечены импульсом энтропии и их бумажные цунами накрывают всех с головой, порождая волну банкротств, разорений и обнищания граждан в реальности.
Как показывает статистика, производительность труда за десять лет с небольшим выросла, несмотря на увеличение количества людей пенсионного возраста. То есть, рост пенсионеров, как не активной части населения и рост их численности не привели к падению объёмов производства, а отмечен его рост. По прогнозным данным таблицы №1 в США рост пенсионеров к 2050 году составит 60%, но темпы роста производительности с 1989 г. составили 85%. Отсюда можно сделать вывод, что ничего экстраординарного в системе производства и потребления произойти не может. То есть население получит не только тот же объем потребительных благ, что и получало, но ещё и получит их прирост за счёт роста производительности, которая на месте стоять не будет. А вот какой будет система их распределение – это является вопросом. Выше приведённые цифры показывают, что при серьёзном росте производительности, зарплата выросла не значительно. Отсюда вопросы к системе распределения благ, как будет она работать. Сегодняшнее её состояние базируется на старых канонах, пришедших в капитализм из феодализма, который модифицировал систему рабовладельческого распределения «хозяин-раб», но не изменил её. Раньше помещик продавал другому помещику деревню вместе с крепостными крестьянами. Сегодня капиталист продаёт другому капиталисту завод или фабрику вместе с рабочими. Так что ничего не изменилось, только стало в большей степени завуалированным. Продолжение следует, см. ЧАСТЬ 4.
|