Ниже приведена таблица ряда показателей, которые могут характеризовать деятельность государственных конструкций или подходов общества к достижению основной цели человека – увеличению продолжительности жизни, качества здоровья, благосостояния и созданию комфортной среды проживания.
Таблица №1
Возрастные и стоимостные показатели
уровня жизни пенсионеров в разных странах мира
Страна
|
Пенсионный возраст2
|
Продолжит. жизни3
|
Время доживания
|
Средне-месяч-ная
з/п,
$ ППС4
|
Размер пенсии
|
з/п в час, долл.
в 2010 г.5
|
Индекс
кач-ва
жизни
пенсио-неров
в 2014 г.1
|
Доля населения старше 60 лет6
|
Муж.
|
Жен.
|
Муж
|
Жен.
|
Муж.
|
Жен.
|
2000г.
|
2050 г.
|
Япония
|
70
|
70
|
78.7
|
85.6
|
8.7
|
15.6
|
2522
|
/717
|
18.32
|
82.6
|
23.2
|
42.3
|
Франция
|
60
|
60
|
77.7
|
84.3
|
17.7
|
24.3
|
2886
|
500/700
|
21.06
|
74.8
|
20.5
|
32.7
|
Канада
|
65
|
65
|
77
|
83.9
|
12
|
18.9
|
2724
|
/667
|
24.23
|
87.5
|
16.7
|
30.5
|
Швейцария
|
65
|
64
|
77.8
|
83.6
|
12.8
|
19.6
|
7110
|
/874
|
34.29
|
87.9
|
21.3
|
38.9
|
Австралия
|
65
|
60
|
79.2
|
83.4
|
14.2
|
23.4
|
2500
|
523//2000$
|
|
76.1
|
16.3
|
28.2
|
Лихтенштейн
|
64
|
64
|
76.2
|
83.4
|
12.2
|
19.4
|
|
2060Fr
|
|
|
|
|
США
|
65
|
65
|
75.2
|
81
|
10.2
|
16
|
3263
|
300/1164//˃3000
|
23.32
|
83.5
|
16.1
|
26.9
|
Норвегия
|
67
|
67
|
76.5
|
83.3
|
9.5
|
16.3
|
6429
|
/1542
|
48,5 €
|
93.4
|
19.6
|
32.3
|
Испания
|
65
|
65
|
76.5
|
83.3
|
11.5
|
18.3
|
2352
|
/850/1190
|
14.53
|
67.6
|
21.8
|
44.1
|
Израиль
|
67
|
62
|
76.5
|
83.3
|
9.5
|
21.3
|
1804
|
1084/1350$
|
15.28
|
72.2
|
13.2
|
24.8
|
Италия
|
57-65
|
57-65
|
77
|
83.1
|
20-12
|
26.1-18
|
2445
|
/583
|
18.96
|
53.9
|
24.1
|
42.3
|
Швеция
|
61-67
|
61-67
|
78.4
|
83
|
17.4-11
|
22-17
|
3023
|
600/833//4000 $
|
40,1 €
|
88.3
|
22.4
|
37.7
|
Люксембург
|
65
|
65
|
75.8
|
82.5
|
10.8
|
18.5
|
4089
|
/3000
|
|
71.3
|
19.4
|
25.2
|
Австрия
|
65
|
60
|
76.3
|
82.3
|
11.3
|
22.3
|
3437
|
750//6000€
|
21, 67
|
76.0
|
20.7
|
41.0
|
Финляндия
|
62-68
|
62-68
|
75.2
|
82.3
|
13.2-7
|
20.3-14
|
2925
|
550/1344€
|
25.05
|
75.8
|
19.9
|
34.4
|
Бельгия
|
65
|
65
|
75.8
|
82.2
|
10.8
|
17.2
|
3035
|
650
|
24.01
|
63.9
|
22.1
|
35.5
|
Германия
|
65-67
|
65-67
|
76
|
82.1
|
9-11
|
13-15.4
|
4271
|
350/810//2200€
|
25.80
|
86.3
|
23.2
|
38.1
|
Греция
|
58-65
|
58-65
|
76.9
|
82.1
|
18.9-12
|
24.1-17
|
2300
|
320/1000//2800€
|
13.01
|
37.3
|
23.4
|
40.7
|
Босния и Герцег.
|
65
|
65
|
74.6
|
82
|
9.6
|
17
|
1338
|
/171
|
|
|
14.9
|
37.7
|
Мальта
|
61
|
60
|
77
|
81.5
|
16
|
21.7
|
1808
|
220€
|
|
48.4
|
17.0
|
33.6
|
Португалия
|
65
|
65
|
74.6
|
81.4
|
9.6
|
16.4
|
|
195/500
|
7,16
|
55.3
|
20.8
|
35.7
|
Нидерланды
|
65
|
65
|
76.8
|
81.3
|
11.8
|
16.3
|
4321
|
650
|
23.49
|
86.0
|
18.3
|
32.8
|
Великобритания
|
65
|
60
|
76.2
|
81.3
|
12.2
|
21.3
|
3065
|
440/700€
|
21.16
|
80.1
|
20.6
|
34.0
|
Ирландия
|
65-66
|
65-66
|
75.4
|
81
|
10.4-9
|
16-15
|
2997
|
370//930€
|
26.29
|
74.2
|
15.2
|
27.6
|
Исландия
|
67
|
67
|
75.3
|
80.7
|
8.3
|
13.7
|
2431
|
1200/€
|
|
85.3
|
15.1
|
29.5
|
Дания
|
65-67
|
65-67
|
75.7
|
80.4
|
10.7-9
|
15.4-13
|
6628
|
750/2800//
|
34.78
|
77.6
|
20.0
|
31.8
|
Словения
|
63
|
61
|
72.8
|
80.5
|
9.8
|
19.5
|
2282
|
325/700€
|
|
60.1
|
19.2
|
42.4
|
Албания
|
64,5
|
59,5
|
75
|
80.5
|
10.5
|
21
|
796
|
55€
|
|
48.9
|
9.0
|
24.6
|
Грузия
|
65
|
60
|
73
|
80.1
|
8
|
20.1
|
603
|
91/170$
|
|
61.3
|
18.7
|
35.8
|
Чехия
|
62
|
56-60
|
73.1
|
79.9
|
11.1
|
23.9-20
|
1786
|
280/600
|
6,81
|
64.8
|
18.4
|
40.1
|
Литва
|
62,5
|
60
|
69.5
|
79.7
|
6
|
19.7
|
1109
|
200/300€
|
|
45.4
|
18.6
|
37.3
|
Польша
|
65
|
60
|
73.9
|
79.4
|
8.9
|
19.4
|
1536
|
200/400//800$
|
4,86
|
58.1
|
16.6
|
35.6
|
Словакия
|
62
|
55-59
|
71
|
79.1
|
9
|
24.1-20
|
1385
|
220/389€
|
6,03
|
51.7
|
15.4
|
36.8
|
Черногория
|
64
|
59
|
72.4
|
76.8
|
8.4
|
17.8
|
|
45/272
|
|
40.9
|
|
|
Хорватия
|
65
|
60
|
71.3
|
78.8
|
6.3
|
18.8
|
1756
|
100/400//2500€
|
|
41.7
|
20.2
|
30.8
|
Эстония
|
63
|
60,5
|
66.9
|
78.1
|
3.9
|
17.6
|
1267
|
150/350€
|
6,1
|
67.7
|
20.2
|
35.9
|
Сербия
|
63
|
58
|
72.5
|
77.9
|
9.5
|
19.9
|
1058
|
/219
|
|
35.4
|
|
|
Венгрия
|
62
|
62
|
68.7
|
77.4
|
6.7
|
15.4
|
1374
|
100/300€
|
4,74
|
51.9
|
19.7
|
36.2
|
Латвия
|
62
|
62
|
66.4
|
77.1
|
4.4
|
15.1
|
1098
|
70/320€
|
|
57.0
|
20.9
|
37.5
|
Македония
|
64
|
62
|
71.7
|
76.9
|
7.7
|
14.9
|
1345
|
/114
|
|
|
14.4
|
33.8
|
Китай
|
60
|
50-55
|
71.6
|
76.8
|
11.6
|
26.8-22
|
656
|
900CNY
|
|
51.5
|
10.1
|
29.9
|
Армения
|
63
|
63
|
68.5
|
76.3
|
5.5
|
13.3
|
471
|
/100$
|
|
53.0
|
13.2
|
39.5
|
Беларусь
|
60
|
55
|
64.3
|
76.1
|
4.3
|
12.1
|
959
|
170/280//400$
|
|
43.7
|
18.9
|
35.8
|
Румыния
|
63
|
58
|
68.4
|
75.6
|
5.4
|
17.6
|
954
|
112
|
|
52.8
|
18.8
|
34.2
|
Россия
|
60
|
55
|
64
|
75.6
|
4
|
10.6
|
1215
|
100/200//$
|
|
42.5
|
18.5
|
37.2
|
Молдова
|
65
|
60
|
66.5
|
74.1
|
1.5
|
14.1
|
438
|
50/72//360
|
|
36.2
|
13.7
|
32.5
|
Украина
|
60
|
55
|
62.2
|
74
|
2.2
|
19
|
686
|
57/100//560
|
|
31.0
|
20.5
|
38.1
|
Кыргызстан
|
63
|
58
|
64.8
|
73
|
1.8
|
6.8
|
336
|
30/80//3000$
|
|
51.0
|
9.0
|
22.3
|
Казахстан
|
63
|
58
|
61.9
|
72.8
|
-1.1
|
14.8
|
753
|
115//300
|
|
|
11.2
|
25.4
|
Туркменистан
|
62
|
57
|
65.2
|
71.5
|
3.2
|
14.5
|
|
37/66//226$
|
|
|
6.5
|
19.9
|
Азербайджан
|
62,5
|
57,5
|
61.9
|
70.7
|
-0.6
|
13.2
|
596
|
129/212//
|
|
|
10.5
|
32.1
|
Узбекистан
|
60
|
55
|
61.6
|
68.6
|
1.6
|
13.6
|
|
66/90//
|
|
|
7.1
|
22.3
|
Таджикистан
|
63
|
58
|
61.6
|
67.8
|
-1.4
|
9.8
|
228
|
25/40//125$
|
|
45.0
|
6.8
|
21.0
|
1HelpAge International: Индекс качества жизни пожилых людей в странах мира в 2014
2https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D 0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82
3 Географический справочник «О странах» http://ostranah.ru/_lists/life_expectancy.php
4 Статистики Международной организации труда (МОТ) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5
5 МОТ Доклад «Заработная плата в мире в 2012–2013 гг.» а в промышленных отраслях
6 Данные по прогнозу ООН
В США, если гражданин никогда не работал, получит, как минимум пенсию в 300 долл. не считая всяких льготных доплат, которые могут повысить доход пенсионера более, чем 2 раза. Высокие пенсии у госслужащих, работников авиакомпаний. В Финляндии ограничения по максимуму нет. В Германии к минимальной пенсии осуществляют доплаты за квартиру и коммунальные услуги. В Израиле доплачивают до минимума. В Ирландии есть существенные доплаты к пенсии на иждивенцев. В Нидерландах к базовому уровню ещё доплачивают от 70 до 100 евро. В Хорватии особо большие пенсии у ветеранов гражданской войны 1991-1995 гг. В Кыргызстане есть группа пенсионеров в несколько тысяч, которая получает пенсию в пределах 30 долл., а высшие государственные чиновники могут получать пенсию и в несколько тысяч.
Так, согласно данным, приведённым в таблице №1, уровень месячной средней заработной платы по покупательной способности в долларах наиболее высок в Швейцарии (7110$), Дании (6628$), Норвегии (6429$), Нидерландах (4321$), Германии (4271$), Люксембурге (4089$). В постсоветских странах он на много ниже. Самый высокий её уровень в России (1215$), что в 3-5 раз ниже, чем в развитых странах Европы, хотя они не располагают такой богатой ресурсной базой. В других странах бывшего Союза этот показатель ещё ниже, чем у России в 2-4 раза. Кроме этого постсоветские страны прошли опыт социалистического распределения дохода, но в настоящее время встали на путь вульгаризации этого процесса и частный капитал, а вернее, олигархат – присваивает львиную долю национального богатства. При этом, декларативность заявления властей постсоветских стран, получивших сегодня статус стран третьего мира, отличается махровой демагогией об эффективности рыночной экономики, хотя отрицанием этого может служить грандиозный кризис, охвативший современную систему мирового хозяйства. При этом никто не замечает, что в таких циничных рыночных производственных отношениях стоимость рабочей силы никак не соотнесена с состоянием основных показателей экономики страны и не имеет закреплённых в законодательном плане регуляторных механизмов её формирования в соответствие с состоянием экономики страны. Поэтому она не регулируется должным образом властями, которым такое положение очень выгодно. Это нарушает принципы объединения граждан в государство, которые лежат в основе их ожиданий и надежд, вытекающих из деклараций, сопровождавших начальный этап формирования любого государства. Как правило, эти декларации озвучиваются лицами-организаторами, которые стремятся своими устами выражать общественное мнение относительно формы и процессов функционирования новой социальной конструкции, где распределение результатов деятельности граждан будет осуществляться справедливо и человечно. Как правило, это продекларировано в Конституциях, но фактически институты контроля и регулирования этого процесса слабо обеспечивают работу в данном направлении, поэтому не обеспечивается системное развитие социума. В основном это происходит сегментарно в целях определённых социальных групп, как правило, олигархических. При этом следует сказать, что, не смотря на то, что этот процесс является одним из главных в государстве, который ставится гражданами на одно из первых мест в целевых установках в организации ими своей деятельности, теоретическая и методологическая база его осуществления – отсутствует. Поэтому власти могут осуществлять только частичную коррекцию перекосов, возникающих в вопросах заработной платы и пенсионном обеспечении, а не действовать системно, в привязке к соответствующему базовому показателю, отражающему состояние экономики.
Так законодательные акты Украины продекларировали перечень необходимых благ, удовлетворяющих потребности человека ещё в 1992 году, но стоимостной уровень товаров из набора потребительной корзины никогда не рассчитывался с того периода, с которого Украина стала отдельным государством. Поэтому само установление перечня товаров и услуг можно расценивать, как фикцию, ведь цены за этот период выросли в разы, а на некоторые товары и на порядки. Тем не менее, минимальный уровень зарплаты и прожиточного минимума законодательно зафиксирован на том уровне, на каком он был зафиксирован более двадцать лет назад, а цены за этот период выросли в разы. Популизм, отсутствие профессионализма и ассоциальность деятельности правительства и властей всех периодов существования Украины, как независимого государства - на лицо. Это же касается и других государств, но в Украине это проявлено более ярко, как в общественной системе, осуществляющей реформы в самом современном их понимании представителями системы управления государством, декларирующими определённую идеологию национального развития, но слабо представляющими совокупность всех функциональных связей между элементами, образующими конструкцию государства.
В тоже время мы наблюдаем большую социальную направленность в процессах распределения результатов производственных отношений в странах Западной Европы, чем в странах бывшего Советского Союза. Это указывает на тот факт, что государственные конструкции этих стран в большей мере функционируют в интересах всех граждан, чем отдельных личностей и соответствуют целям, которые преследуют граждане, объединившиеся в конструкцию государства. Средний уровень пенсии опять же говорит в пользу этого факта. При этом в этих государствах существует несколько уровней пенсий – минимальный, учитывающий прожиточный минимум, обязательный для любого гражданина, к которому ещё предусмотрены определённые доплаты до норматива, если это считается необходимым. Так, в развитых европейских странах минимальная пенсия в основном, не углубляясь в детали различных доплат, находится на уровне от 500€ и может вообще не зависеть от стажа работы гражданина. Средний уровень зависит от различий в накопительных системах, которые могут быть корпоративными (профессиональными или отраслевыми) и от степени участия граждан в создании личных пенсионных фондов, то есть сумм, индивидуально отчисляемых в них. Максимальные пенсии, как правило, устанавливаются государственным служащим, военным, работникам авиационны х компаний. Так в Люксембурге средний уровень пенсии составляет 3000€, в Дании - 2800€, в - Норвегии - 1542€, в Финляндии - 1344€. В других развитых странах Европы он ниже, но позволяет пенсионерам достойно жить и постоянно корректируется с учётом инфляционных процессов.
Уровень пенсий в странах бывшего Советского Союза в разы меньше, что вновь указывает на популистский характер социальной политики, проводимой руководством этих стран и проолигархческую ориентацию экономического блока и его экспертов, которые соответствующим образом дают толкование этих процессов и заставляю систему государственного управления действовать в соответствии с их толкованием. При этом следует сказать, что цивилизация впрессована в старый образ экономического мышления, который, как святая инквизиция, не даёт мышлению выйти за рамки принятых догматов, как в экономике, так и в социальных отношениях. Как правило, в защиту того, что повышение заработной платы и пенсий является опасным для экономики, звучат заявления, что это вызовет инфляцию и потерю конкурентоспособности продукции, и, что рынок является главным регулятором экономических процессов. При этом из уст ортодоксальных экономистов, которые исповедуют рыночно-капиталистическую идеологию, не звучит того, что при повышении заработной платы цены повышать не следует, а следует уменьшить долю прибыли олигархов. В связи с этим, такой государственной системе распределение вновь созданных благ не может быть совершенным. Оно не отвечает требованиям социальной направленности экономической модели, как это предполагается в первоначальных смыслах, лежащих на начальном этапе создания государства, составляющих основу устремления индивидуумов к объединению в государство, в функциональной конструкции которого будут заложены принципы равенства и справедливости. Продолжение следует, см. ЧАСТЬ 3.
|